Я — Елена Мищенко, преподаватель китайского языка и автор проекта «Учиться просто».
Мой проект для преподавателей: выбирайте материалы для своих занятий и применяйте в зависимости от задачи. Материалы рассчитаны на детей, подростков и взрослых.

Зачем использовать игры в преподавании китайского

Учиться просто
Нескучные и полезные уроки
Пятнадцать лет назад я начинала преподавать китайский, и у меня была проблема: нужны были материалы для групп продленного дня. В моей группе учились ребята разного возраста. Было сложно удерживать внимание одновременно всех. Тогда мне и пришла в голову идея: все дети любят играть, а что если во время игры мы будем учить китайский язык?

Так я придумала первую игру для занятий «Китайская стена». Играли одновременно дети с разным уровнем знания языка: одни только начинали учить, другие — уже составляли предложения. В итоге дети увлеклись игрой, при этом изучали счётные слова и повторяли грамматику.
Закрепление материала
Я заметила, что в конце учебного года дети устают и думают только о предстоящих каникулах. Как сконцентрировать их внимание на занятиях? В такой ситуации поможет обучающая игра. Дети одновременно играют, учат и повторяют любую тему: лексику, фонетику, иероглифику, тоны и так далее.
Объяснение сложных тем
Для изучения сложных тем я делаю презентации. Например, детям бывает сложно разобраться в различиях между понятиями «когда» и «как долго». Им в помощь я сделала грамматическую презентацию: она состоит из слайдов с пояснениями, примерами фраз и вопросов, исключениями из правил. Преподаватель может показать эту презентацию на уроке или выслать как дополнительный материал в конце занятия.
Отработка иероглифики через интернет
В 2020 году из-за пандемии все стали заниматься через интернет. Пришлось срочно перестраиваться и учителям, и ученикам. Например, потребовалось придумать, как дистанционно преподавать иероглифику. Раньше это было возможно только в очном формате, потому что учителю надо видеть, как ученик пишет иероглиф.

Я сделала несколько вариантов игр и презентаций на эту тему. Одна из них, «Ребусы» — карточки для изучения иероглифов: дети разгадывают ребусы и учат иероглифы дистанционно, но под контролем преподавателя.
Адаптируйте игры для своих уроков
Чтобы применить игру на уроке, адаптируйте её под свою задачу. Учтите количество детей в группе, их возраст и уровень подготовки.

К играм можно добавить разговорные фразы или выставить дополнительные условия. Например, в лексической игре «Кто я?» преподаватель может усложнять диалоги, изменяя условия игры: задаём вопросы, но нельзя спрашивать про возраст.

Есть формы материалов, которые редактируются. Их можно заполнить на усмотрение учителя. Например, редактируемый шаблон «Календарь» — это презентация в виде календаря, которую можно заполнять под задачу урока.

Работая с игрой, направляйте ученика на отработку определённого навыка или изучения нужной темы. Например, одновременно с игрой фиксируйте слова, в которых ученик допускает ошибки или которые потребовали подсказки. Из этих слов на следующее занятие можно сделать упражнение для отработки.

Если будут вопросы по применению игр или захотите рассказать о своих успехах, пишите на почту uch_prosto@mail.ru
Настольная игра 长城 «Китайская стена»
Игра на отработку лексики «Кто я?»
Грамматическая презентация «Когда и как долго»
«Ребусы» — карточки для первого знакомства с иероглифами. Для изучения понятий графема, ключ, фонетик